Перед революцией 1917 года в Дивеевской обители проживало около 1700 монахинь и послушниц. Дореволюционный быт и иноческие послушания остались запечатленными в фотографиях, часть из которых вошла в личный фотоальбом игумении Александры (Траковской), последней настоятельницы Дивеевского монастыря. К счастью, этот альбом сохранился.
Дивеевская обитель начиналась с мельницы, которая была построена по благословению преподобного Серафима. В середине XIX века, когда в Дивеевской обители распоряжался всем саровский послушник Иоанн Толстошеев, по его указанию мельницу перенесли на хоздвор и поставили в северо-восточном углу. Во второй половине XIX века на хоздворе (в районе современной улицы Марагина) была построена одноэтажная каменная мельница, а возле нее — две житницы, одна из которых частично сохранилась. Сад был расположен в северо-восточном углу монастыря (ул. Садовая), а в юго-восточном углу находились коровник и парники (ул. Пантурова).
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин с помощью особого состава на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.
Из воспоминаний монахини Серафимы (Булгаковой): «Сестры жили по послушаниям. В корпусах обычно находились мастерские и жилые келии. Кто где работал, там и жил. В монастыре была большая живописная мастерская. В ней сестры не только писали иконы, но и заготовляли доски, золотили и чеканили. У каждой была своя специальность. В последнее время создали отдельную иконописную». Иконы писались не только для украшения храмов своей обители, но и по заказам для иконостасов других церквей.
Хор сестер в Дивеевском монастыре был многочисленный. Пение сестер производило впечатление своей музыкальностью, гармоничностью, особыми дивеевскими распевами. Пели просто, строго, нерастянуто, неторопливо. Спевки проводились очень часто. Способных учили играть на скрипке и фисгармонии.
Источники: pravoslavie.ru, журнал «Дивеевская обитель»